Сторожевые корабли пр. 42
(типа "Сокол")
[на уровень вверх] [описание, история создания и службы] [названия и даты] [ТТХ] [фотографии и рисунки]
Описание, история создания и службы
 
Опыт Великой Отечественном войны в 1941 —1945 гг. внес свои коррективы как в проектирование, так и в построику кораблей самых различных классов, в том числе и сторожевых (СКР)*.
* -  До 1917 г. в составе Российского флота вообще не существовало такого класса кораблей как сторожевые, их строительство началось в СССР в 1927 г. В 1931 — 1938 гг. в состав ВМФ вошли 18 СКР пр. 2, 4 и 39 типа «Ураган» (см. Судостроение, 1991, № 11). В 1937 г. началось проектирование, а в 1939 г. строительство СКР пр. 29, но до конца Великой Отечественной войны из 14 СКР удалось ввести в состав ВМФ лишь головной корабль «Ястреб», достроенный по пр. 29К (откорректированному с учетом опыта войны), еще 5 вступили в строй позже.
Так, на основании оперативно-тактического задания (ОТЗ), утвержденного начальником Главного морского штаба 21 августа 1943 г., началось проектирование нового СКР (проект 37), впоследствии доведенное лишь до стадии эскизного проекта. Сразу же после окончания войны, совместным решением НКСП и НК ВМФ СССР от 30 января 1946г. предписывалось начать разработку чертежей второй серии СКР пр. 29, но по различным причинам все эти проекты реализованы не были и только 29 июля 1946 г. Главнокомандующий ВМС утвердил ОТЗ на СКР, основное назначение которого состояло в эскортировании конвоев и несении дозорной службы, дополнительное — в участии в десантных операциях и в постановке минных заграждений.

Важной особенностью проектирования этого СКР было то, что впервые после 1917 г. проработка проекта велась на конкурсной основе двумя конструкторскими бюро — ЦКБ-32 и ЦКБ-53. Предэскизное проектирование осуществлялось в двух вариантах: с дизельной и котлотурбшшой главными энергетическими установками (ГЭУ).

Разработка предэскизных проектов показала, что основные требования ОТЗ могут быть выполнены, за исключением величины стандартного водоизмещения, которое было необоснованно занижено.

В результате в ТТЗ требуемое водоизмещение было уменьшено до 1300 т за счет резкого снижения дальности плавания (с 5000 до 2000 миль) и автономности пo провизии (с 20 до 10 сут) (табл. 1).

Таблиц а

Изменение основных тактико-технических элементов при разработке тактико-технического задания на СКР проекта 42

Основные требования на разработку проекта были утверждены постановлением Совета Министров Союза ССР от 21 июня 1947 г. В ТТЗ, утвержденном ГК ВМС, уже предусматривался только котлотурбинный вариант ГЭУ. Проектирование СКР, которому присвоили индекс пр. 42, поручили ЦКБ-32 (Ленинград). Главным конструктором назначили Д. Д. Жуковского, главным наблюдающим ВМС — капитана 1 ранга А. П. Сагояна. В конце августа 1947 г. была завершена разработка эскизного проекта. Решением ВМС и МСП от 12 октября/1 ноября 1947 г. утвердили основные тактико-технические элементы СКР пр. 42. Технический проект ЦКБ-32 закончило в декабре 1947 г., но неустойчивость во взглядах на задачи СКР в процессе выполнения технического проекта, (по требованию ВМС, прорабатывался вариант размещения на корабле трального вооружения), затянула процесс его рассмотрения в организациях ВМС до апреля 1948г., пока ГК ВМС не принял решения утвердить технический проект без трального вооружения, с одновременным увеличением запаса больших глубинных бомб до 48 шт. и с увеличением количества бомбометов до четырех. Таким образом идея совмещения функции СКР и тральщика (СКР-ТЩ) была окончательно отвергнута.

После довольно длительной корректировки технического проекта, во второй половине 1948 г., началась разработка рабочих чертежей для постройки кораблей на заводе № 820 МСП (ныне ССЗ «Янтарь») в Калининграде.

Проект 42 имел несколько принципиально новых решений, впервые внедренных в отечественное кораблестроение. Корпус формировался из восьми крупных блоков с обширным применением сварки. Гребные винты и два руля корабля не выступали за основную плоскость. Его вооружение состояло из четырех универсальных 100-мм орудий. Также впервые в практике отечественного судостроения на этих кораблях внедрили переменный трехфазный ток (50 Гц, 220 В), с целью использовать в электроприводах короткозамкнутые асинхронные электродвигатели, более надежные в эксплуатации, легкие и простые в производстве, чем ранее применявшиеся на СКР пр. 29К л ЭМ пр. ЗОК и 30-бис электродвигатели постоянного тока.

Головной СКР пр. 42 (зав. № 100) заложили 17 августа 1949 г., через год—11 сентября 1950 г. спустили на воду.

В том же году (18 ноября) начались швартовные испытания, продолжавшиеся по 30 января 1951 г., после чего корабль 31 января ушел на заводские ходовые, которые завершились 27 марта и, наконец, был предъявлен на государственные испытания, проводившиеся с 28 марта по 15 апреля и с 30 мая по 29 июня 1951 г.

Корабль был сдан флоту после контрольного выхода в море 30 нюня 1951 г.
 

Основные тактико-технические элементы СКР пр. 42

Главные размсреппя, м:

длина напболыная/КВЛ ..... 96,1/90 ширина иапболыпая/КВЛ .... 11,0/10,25 осадка средняя при полном водоизмещении ......... 3,36

Водоизмещение, т:

стандартное ........ 1339

полное ......... 1679

Скорость хода, уз:

полного ....'..... 29,65 технико-экономического ..... 13,7

Автономность по провизии, сут. ... 10

Дальность плавания, мили:

полным ходом ....... 670

технпко-эконом п чески м (с наибольшим

запасом топлива) ...... 2810 (3300)

Мощность ГЭУ, л. с. ...... 2X13900

Вооружение:

Артиллерийское

универсальный (главный) калибр . . 4X1 — 100/56 зенитные автоматы ...... 2x2 — 37/70

Торпедное ......... 1X3 — 533

Минное .......... 20

Бомбовое

реактивные бомбометы (боезапас) . . 2 РБМ (48) обычные (боезапас) ...... 4 БМБ-1 (36)

бомбосбрасыватели (боезапас) ... 2 (12)

РЛС обнаружения:

воздушных целей «Гюйс-1М4» , ..•:... . надводных целей «Риф» ....

РЛС паводки орудий «Вымпел-2»

ГАС «Тампр-5Н» .......

Укппаж, чел. ........ 21

Фактическое стандартное водоизмещение корабля (1339т) оказалось больше заданного ТТЗ, по меньше полученного н техническом проекте (1360 т). Осадка корабля, даже при полном водоизмещении (3,36 м), позволяла осуществлять переходы но многим внутренним водным путям страны, (местом службы некоторых из этих СКР стало Каспийское море).

Отказ от полубака позволил упростить конструкцию корпуса и повысить эксплуатационные удобства (наличие прямого прохода по верхней палубе). По опыту Великой Отечественной войны пришлось усилить основные связи корпуса, что привело к относительному увеличению статьи «корпус» в нагрузке масс, но объем принятых усилений оказался недостаточным. В период ходовых заводских и государственных испытаний в кормовой оконечности корабля были обнаружены трещины в рамных шпангоутах и поперечных переборках в районе 168—179 шп. Причиной их явилась значительная вибрация в этом районе. Устранение выявленных повреждений выполнялось путем установки дополнительных подкреплений в районе 145—179 шп., в соответствии с чертежами, согласованными с ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова и 1-м ЦНИИ МО.
 
Сторожевой корабль «Кондор» (из собрания Е. Н. Иванова)

Корпус корабля делился водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков. При этом обеспечивалась непотопляемость корабля при затоплении двух смежных отсеков при стандартном водоизмещении. При симметричном затоплении трех смежных отсеков (кроме района 115—171 шп.) корабль оставался па плаву. При затоплении двух кормовых отсеков в районе 134—171 шп. при полном водоизмещении верхняя палуба не входила в воду.

Скорость, полученная на испытаниях, оказалась выше проектной и составила па полном ходу 29,65 уз (при частоте вращения гребных валов 580 об/мин). Мореходные испытания проводились при волнении моря 6 баллов и ветре в 8 — 9 баллов 28 марта 1951 г. в Гданьском заливе. Они показали, что до 24 уз потеря скорости хода па волнении составляла всего 0,5 уз, т. е. значительно меньше чем у СКР пр. 29К и ЭМ пр. 30-бис, а бортовая качка была меньше чем на кораблях пр. 29К м 30-бис. Заливасмость практически отсутствовала, а небольшое забрызгивание наблюдалось в отдельных случаях па курсовых углах 45°—50°. При увеличении скорости хода до 28 уз ее потеря возрастала до 1 уз. При этом на курсовых углах 45—90° корабль сильно забрызгивало по всей длине, но и в этих условиях было возможно использование оружия (максимальная амплитуда бортовой качки достигала 20"°).

Маневренные элементы корабля благодаря наличию двух рулей оказались превосходными: диаметр циркуляции на полном ходу составлял всего 4,7 длины корабля.

Эшелонное расположение механической установки (с размещением ее в 4-х отсеках в районе 66—134 шп.) оказалось достаточно удобным и даже более свободным, чем на предыдущих отечественных СКР и эскадренных миноносцах всех типов. В качестве главных двигателей использовались два турбозубчатых агрегата ТВ-10 суммарной мощностью 27800 л. с. в двухкорпуспом исполнении. Два главных водотрубных котла треугольного типа КВ-42 с естественной циркуляцией обеспечивала суммарную спецификационную паро-производителыюсть 146 т/ч при рабочем давлении в 28 кгс/см2 и температуре перегретого пара 370 °С. Так же как и на ЭМ пр. 30-бнс, испытания выявили повышенную шумность высокой тональности на корабле, создаваемую работой турбовентилляторов и редукторов ТЗА (в котельном отделении от 113 до 128 дб, а в машинном отделении от 104 до 114 в ПЭЖ — 85 дб), характерную, впрочем, для всех послевоенных отечественных кораблей.

Сдача флоту сторожевых кораблей пр. 42

Т а б л и ц а 2
 
Заиидскоп номер
I 1апмепованне корабля
Дата вступления в строп
100
«Сокол»
30 января 1951 г.
101
«Беркут»
10 мая 1952 г.
102
«Кондор»
10 мая 1952 г.
103
«Гриф» *
25 октября 1952 г.
104
«Кречет»*
18 декабря 1952 г.
105
«Орлан» *
17 марта 1953 г.
106
«Лев»
17 марта 1953 г.
107
«Тигр»
25 апреля 1953 г.

* Переведены па Каспийское морс с присвоением номых наименовании: «Советский Азербайджан». «Советский Дагестан», «Советский Туркменистан» соответственно. (Прим. ред.).

Электроэнергией корабль снабжали два турбогенератора мощностью по 150 кВт каждый и два резервные дизель-генератора — по 100 кВт, размещенные по одному в каждом машинном отделении. Кроме того, на верхней палубе находился стояночный дизель-генератор (50 кВт).

Артиллерийское вооружение составляли четыре универсальные установки Б-34-УСМ с общим боезапасом 1080 выстр. (на базе созданной в 30-х годах установки Б-34 для крейсеров пр. 26) и четыре 37-мм автомата (5400 выстр.) в двух спаренных установках В-11. Для управления огнем артиллерийских систем универсального калибра использовалась система приборов управления стрельбой «Зенит-42». Техническая скорострельность установок Б-34-УСМ составляла 15 выстр./ мин (на испытаниях с малонатренировапным расчетом — 12 выстр./мин). Предельная дальность стрельбы достигала 121,6 кб при боевом патроне с начальной скоростью снаряда 900 м/с. Гироазимут-горизонт («Компонент») обеспечивал выдачу данных в схему ПУС при крене до 15°.

На головном корабле (из-за неготовности штатного СВП-42) был установлен временно серийный СВП-29-РЛМ с радиодальномером «Вымпел-2», имевший ряд недостатков.

Торпедный аппарат ТТА-42 с ПУТС «Сталинград-Т-42» был предназначен для стрельбы торпедами тина 53-38, 53-38У и 53-39 по надводным целям. Если в Великой Отечественной войне даже отечественными ЭМ только несколько раз использовалось торпедное оружие, то предположение, что СКР сможет использовать его в будущей войне было более чем сомнительным. Еще на стадии проектирования на корабле впервые предусматривались два реактивных бомбомета РБМ. В боевом положении они имели угол возвышения 45° и дальность стрельбы всего 260 м, что вызвало опасения у Комиссии государственной приемки, не исключавшей, что корабль при радиусе циркуляции около 2 кб и малой дальности стрельбы РБМ может оказаться в зоне взрывов бомб собственного залпа, если будет идти большим ходом. Комиссия считала целесообразным усовершенствовать реактивную установку, сделав се наводящейся по данным гидроакустической станции (ГАС) и стабилизированной по углу метания бомб.

Остальные виды оружия и вооружения не вызнали особых замечаний комиссии. Так, РЛС «Риф» имела дальность обнаружения надводной цели тина СКР 110 кб, а мертвую зону 2 кб. РЛС обнаружения воздушных целей «Гюйс-1М4» засекала тактический бомбардировщик при высоте полета 3000 м па расстоянии 250 кб.

ГАС «Тамир-511» позволяла обнаружить подводную цель при скорости хода 10 уз на дальности 16 кб.

Все оружие и вооружение могло использоваться без ограничения при волнении моря до 4 баллов и с небольшими ограничениями — до 6 баллов.

В заключительном протоколе Комиссия государственной приемки головного СКР пр. 42 «Сокол» отметила: «корабль полностью отвечает своему оперативно-тактическому назначению; имея четыре ствола УК с современной схемой ПУС, четыре 37-мм автомата в двух спаренных установках, торпедное и противолодочное вооружение, современные средства радиолокации и связи, а также вполне удовлетворительные мореходные качества (для условий Балтийского моря)... при наличии хорошей дальности плавания и обитаемости, СКР «Сокол» выгодно отличается от СКР пр. 29К и технического проекта 50, имеемый неизрасходованный запас водоизмещения, при наличии запаса остойчивости, может обеспечить при необходимости, установку на корабль дополнительно трех спаренных установок «В-11» без существенного ухудшения ТТЭ корабля. СКР пр. 42, как имеющие вполне удовлетворительные мореходные качества, хорошую всхожесть на волну и управляемость, а также большую дальность плавания, с успехом могут быть использованы на Северном и Дальневосточном морских театрах».

Несмотря на положительные результаты, полученные в ходе испытаний, СКР пр. 42 были построены ограниченной серией кораблей на заводе № 820 (табл. 2), которые вступили в строй в 1951 —1953 гг. Причин отказа от крупносерийного строительства этих кораблей можно найти много, и прежде всего решение Председателя Совета Министров СССР И. В. Сталина. К сожалению, многие решения и различные причины их принятия так и не нашли документального выражения и остались лишь в обрывочных воспоминаниях руководителей тех лет. Можно предположить, что продолжавшаяся эволюция взглядов на корабли этого класса со стороны высшего военного и политического руководства, так и не дала четкого ответа на вопрос «Какие же конвои должны были охранять эти корабли?» В то время как развитие экономики СССР в послевоенные годы было вновь ориентировано на «круговую оборону от империалистов и полную автономность государства», а для дозорной службы и охраны небольших прибрежных конвоев требовались корабли меньшего водоизмещения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Справа

«Сторожеые корабли проекта 42», В. И. Никольский, 
Журнал Судостроение №11-12 '1994



 
 

[на уровень вверх] [описание, история создания и службы] [названия и даты] [ТТХ] [фотографии и рисунки]

счетчик посещений
Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz